История создания госпиталя уходит в начало 19 века.
7 сентября 1826 г. является днем начала основания Санкт-Петербургского Александровского чугунолитейного и механического, в последствии с 1843 г. - Александровского Главного Механического завода Николаевской железной дороги. И с этого же времени при нем начала работать больница. Она обслужи-вала не только весь персонал завода, но и население рабочего городка, который неизбежно возникает около любого крупного предприятия. Больница была небольшой, на 40 кроватей. Она помещалась в первом этаже деревянного здания, служившего прежде казармой для рабочих и приспособленного под больницу без особых изменений.
В 1890-е годы помещение больницы уже не могло отвечать современным запросам. Жалобы на состояние больницы постоянно встречаются в письмах старшего врача Николаевской дороги А.И. Кривского к начальнику дороги.
К концу XIX века завод расширился. Возникла необходимость в постройке и новой больницы.
В 1898 году Управлением дороги был составлен план по-стройки новой больницы на 90 кроватей. К строительству приступили в августе 1900 года и уже в сентябре 1902 года состоя-лось открытие новой больницы. Весь комплекс зданий возводился по проекту Л. П. Шишко (1872 - 1943 г.), автор комплекса больничных зданий начала ХХ в. был в свое время живой легендой, а современники сравнивали его с Ломоносовым. «Он, пожалуй, как никто другой отличался широтой творческих интересов, разносторонностью и глубиной знаний, отменной работоспособностью и активной общественной позицией» - так говорит о нем наш современник, историк архитектуры В.Г. Исаченко. «Шишко на редкость удачно и гармонично совмещал в себе множество дарований, и все они были подчинены главному делу его жизни - архитектуре». Здание больницы по адресу Цимбалина 13, - «добротная постройка с прекрасной, до мелочей продуманной планировкой». Кроме больницы Лев Петрович возвел на территории Александровского завода школу, электротехническое училище.
По данным Управления государственной инспекции по охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга от
21 июня 1996г. здание по адресу Цимбалина 13 состоит в списках "вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную и иную культурную ценность " Санкт-Петербурга.
Примечательно не только архитектурное решение, но и хорошо продуманная планировка здания. Судить о его интерьере мы можем по подробному описанию больницы, составленному в 1903 году, старшим врачом Николаевской железной дороги Н. А. Романовым по распоряжению Управления Николаевской железной дороги в 1903 г. (ознакомится с этим описанием можно в музее истории ОАО «Пролетарский завод» и в поликлинике «Пролетарская»)
Главный лечебный корпус - двухэтажное каменное здание (в котором сейчас находится главный лечебный корпус) на 60 кроватей обращено фасадом (окно палат) на юг. Здание поставлено на фундамент 0,85 сажен и имеет подвальный этаж 0,5 сажен высотой. В подвальном этаже помещался котел для центрального водяного отопления, котел для вентиляции больницы, котел для нагревания воды для ванн и стерилизации и три вентиляционные камеры. В первом этаже располагалось терапевтическое отделение на 24 кровати (12 женских и 12 мужских) и родильное отделение на 15 кроватей. На втором этаже располагалось хирургическое отделение на 30 кроватей (10 женских, 14 мужских и 6 детских), операционная, палата для прооперированного больного, кабинеты массажа и прочих процедур. Расположение отделений было продумано так, что в случае необходимости родильное отделение можно было совершенно изолировать от двух других, открывая для него запасной выход. На каждом отделении имелись свой туалет и ванная комната. На первом этаже находились кабинеты врачей, швейцарская и приемная, оборудованная ванной для вновь поступающих больных.
Заразное отделение помещалось в двух деревянных бараках: один барак - для брюшнотифозных больных, во втором бараке могли быть размещены больные с четырьмя различными инфекциями. С главным корпусом их разделяли 17,5 сажен.
Кухня и прачечная размещались рядом, но в разных зданиях и были отделены от главного здания и заразных бараков на 12 сажен. Прачечная состояла из собственно прачечной и помещения для дезинфекционной камеры. Паровая дезинфекционной камеры была устроена в мастерских дороги из старого парового котла.
Аптека и амбулатория находились в одноэтажном каменном корпусе, стоявшем обособленно от всех прочих строений. Не осталось без внимания и все то, что связано с заботами об усопших. Для этого была выстроена часовня, которая соединялась с покойницкой и секционной.
При проектировании и строительстве новой больницы очень серьезно отнеслись к вопросам канализации, отопления и вентиляции. Все было тщательно продумано и предусмотрено до мелочей. Довольно интересно была решена проблема вентиляции. В каждой палате имелось по два вентиляционных отверстия: через нижнее воздух извлекался наружу, а через верхнее в палату поступал свежий, подогретый и увлажненный воздух. Мебель, как железная, так и деревянная была изготовлена в С.-Петербургском исправительном арестантском отделении.
Штат больницы - от главного врача до швейцара, составлял всего 41 человек: врач - заведующий больницей, 2 ординатора, провизор, помощник провизора, 5 фельдшеров, эконом, акушерка-фельдшерица, сестра милосердия, кастелянша, 12 сиделок, 2 кухарки, судомойка, 2 прачки, 4 палатных служителя, служитель при аптеке, 2 дворника, швейцар, 2 истопника. Каждый из 3-х врачей, включая заведующего больницей, заведовал одним из трех отделений (хирургическим, терапевтическим, за-разным), нес очередное суточное дежурство по больнице, оказывал врачебную помощь больным в амбулатории и на дому. Все врачи проживали недалеко от больницы и имели с ней прямую телефонную связь. Сотрудники больницы обслуживали кроме заводских рабочих и служащих с членами их семей еще и ближайшие (100 верст) линейные врачебные участки, часть больных из Управления дороги и станции Санкт-Петербург.
Больница после октябрьской социалистической революции 1917 года стала называться - “Больницей при Пролетарском и Октябрьском заводах Октябрьской железной дороги” и входила в подчиненность Врачебно-санитарной службе Октябрьской железной дороги.
В 20-х годах к главному зданию больницы было пристроено 2-х этажное каменное здание поликлиники. Количество коек в больнице возросло до 180. Появились специализированные от-деления: кожное, инфекционное. Больница стала базой для клиник военно-медицинской академии.
В канун 7 ноября 1922 года Советом Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов, предприятие Александровский механический завод Николаевской железной дороги переименовано в Пролетарский завод Октябрьской железной дороги.
Все годы больница верой и правдой служила железной до-роге и заводу, восстанавливая и сохраняя здоровье людям.
В годы Великой Отечественной войны, во время блокады больница продолжала функционировать. Медики работали не покидая стен больницы, оказывая помощь рабочим и населению осажденного города.
После войны страна восстанавливалась и залечивала свои раны. Восстанавливалась и больница.
В 1953 году - была переименована приказом Врачебно-санитарной службы в “Отделенческую больницу Пролетарского и Октябрьского заводов железной дороги”, с 1962 года она называлась “Пролетарской и Отделенческой больницей Октябрьской железной дороги” на основании приказа В.C.С. Октябрьской железной дороги № 336 от 08.05.1962 г. С января 1969 года по апрель 1980 года приказом В.C.С. за № 295 от 26.11.1968 года переименована в "Пролетарскую Дорожную больницу октябрьской железной дороги”.
С апреля 1980 года на основании приказа В.C.С. №79/н от 14 апреля 1980 года больница переименована в “Отделенческую больницу на ст. Ленинград”.
С 1952 по 1975 год главным врачом больницы был Николай Иванович Пронин. Благодаря его энтузиазму и энергии больница получила второе рождение. В 1953 году полуразвалившееся здание больницы было капитально отремонтировано: заменены кровля, системы водоснабжения, отопления и канализации; сделан косметический ремонт всех внутренних помещений. Больница расширилась. В 1955 году построена новая котельная и перестроен пищеблок; в 1958 году построен административный корпус. В 1960 году построили новую трансформаторную подстанцию. В 1966 году проведены работы по подключению больницы к городской сети водоснабжения. В 1963 году по типовому проекту построено 3-х этажное здание поликлиники на 500 посещений в смену.
В 1964 году двух этажное здание бывшей поликлиники переоборудовано в гинекологическое отделение больницы; количество коек в больнице увеличилось до 220.
В 1965 году больнице было присвоено звание “Учреждение высокой культуры”. Ее признали лучшей больницей Невского района; уровень медицинского обслуживания в ней, по сравнению с другими стационарами города, считался очень хорошим.
21 июня 1969 года при строительстве линии метрополитена до станции Ломоносовская произошла авария - осадка земли, которая привела здание больницы в негодность. Повреждения оказались настолько серьезными, что никто не хотел восстанавливать больницу. Через месяц 20 июля 1969 года в помещении регистратуры поликлиники был пожар, в результате которого пострадал архив и истории болезней.
В 1972 году Метрострой приступил к восстановлению разрушенного здания. Помогли в ремонте и заводы находящиеся возле больницы.
В марте 1975 года больница приняла первых пациентов на терапевтическое отделение. Отделение возглавила кандидат медицинских наук Нина Михайловна Можайская, “Отличник здравоохранения”.
К концу 1975 года из Объединенной Дорожной больницы в “Пролетарку” были переведены травматологическое. ЛОР - отделение. Реанимационное отделение и терапевтическое отделение. Возглавляемое д.м.н. О.Е.Цукерштейн-Горницким. 10 декабря 1976 года был торжественно отмечен 150-летний юбилей Пролетарской Дорожной больницы.
В 1980 году в больнице было открыто неврологическое отделение на 40 коек, дорожное (единственное) кожное отделение на 40 коек, продолжало функционировать терапевтическое отделение на 60 коек. Терапевтическое отделение, ранее пере-веденное из Объединенной дорожной больницы, преобразовано в кардиологическое отделение на 60 коек. Это было первое на дороге кардиологическое отделение, где была открыта палата интенсивной терапии на 5 коек.
Преобладающей патологией на отделении является ишемическая болезнь сердца. Летальность больных острым инфарктом миокарда: 6% - 8,6% - самая низкая по дороге.
С 1986 года отделение возглавляет Л. Н. Пименова, врач-кардиолог высшей квалификационной категории.
В 1981 - 1982 годах терапевтическое и кардиологическое отделения были базой госпитальной терапии педиатрического медицинского института. Много лет кожное отделение - база кафедры дерматологии Первого медицинского института им. Акад. И. П. Павлова. В течение многих лет больница является базой медицинского училища Октябрьской железной дороги.
До начала 90-х годов больница работала по скорой помощи. Отделения работали с перегрузкой.
В 1989 году 3 января в больнице произошел пожар в административном корпусе. Значительно пострадала прачечная. Огнем уничтожены практически все запасы белья.
С начала 90-х годов кризисное социально-экономическое положение страны отразилось и на работе больницы. Из-за затянувшегося ремонта и сократившейся численности работающих на прикрепленных предприятиях в последние 2-3 года больница работала не рентабельно. В 1995 году на выборочный капитальный ремонт больницы Октябрьской железной дорогой было выделено и освоено 260 млн. рублей.
Благодаря активному участию Пролетарского и Октябрьского электровагоноремонтного заводов завершен ремонт кардиологического отделения стационара.
В 1995 году по плану В.C.С. о сокращении коечного фонда стационаров Октябрьской железной дороги сокращено неврологическое отделение на 40 коек. В рамках терапевтического от-деления развернуты неврологические койки. С 1 ноября 1995 года в связи со значительно уменьшенной численностью обслуживаемого контингента руководство больницы было вынуждено сократить 109,75 штатных единиц больницы для приведения в соответствие со штатными нормативами учреждений здравоохранения; в больнице осталось 295,5 должностей, а из 200 коек - 160.
В 1995 году к врачам было выполнено 88347 посещений (55204 СПО), из которых 50% - работающие на АООТ “Пролетарский завод”, железнодорожники - 21,5%. К неработающему населению было выполнено 2897 вызовов.
(Описание больницы можно найти в научной работе студентки Академии культуры Татьяны Смирновой)
За высокие показатели в работе, многолетний и добросовестный труд работники больницы неоднократно награждались Врачебно-санитарной службой и начальником Октябрьской железной дороги. Так, только за 1996 год награды получили:
• Киселева Л. В., диетсестра, награждена “Почетным дипломом МПС РФ”;
• Пименова Л. Н., заведующая кардиологическим отделением, награждена знаком “Почетный работник Октябрьской железной дороги” и премирована денежной премией;
• Барыкина Л. Т., старшая медицинская сестра ФТО, награждена именными часами начальника дороги;
• приказом начальника Октябрьской железной дороги от 04.06.96 года денежными премиями награждены: Вишнякова Т. А., зав. лаборатории; Григорьева И. В., мед. сестра поликлиники; Смирнова Н. В., гардеробщица. Благодарность объявлена Можайской Н. М., зав. терапевтическим отделением стационара.
• Утищева Л. К., медицинская сестра палаты интенсивной терапии кардиологического отделения, стала победителем конкурса “Лучший по профессии”.
В 1996 году руководством Октябрьской железной дороги было принято решение о закрытии этого медицинского учреждения, а затем оно было передано внутренним войскам под госпиталь.
На основании приказа МВД России от 15 июля 1996 года на базе больницы «Пролетарская» был создан Окружной военный госпиталь Северо-Западного Округа внутренних войск МВД России.
Военный госпиталь Северо-Западного округа внутренних войск МВД России является единственным военным госпиталем внутренних войск, расположенным в Северо-Западном Федеральном округе.В оперативное управление округа внутренних войск здания военного госпиталя поступили в 1997 году. Учитывая исключи-тельность окружного военного госпиталя, с целью увеличения его пропускной способности Комитетом по управлению городским имуществом г. Санкт-Петербурга в 2000 году Северо-Западному округу внутренних войск МВД РФ передано в безвозмездное пользование дополнительное здание по улице Цимбалина, 36.
Многие служащие персонала гражданской больницы перешли работать в госпиталь.
В настоящее время в военном госпитале округа развернуто 110 койко-мест (58% от штатной емкости). Функционируют приемно-диагностическое, терапевтическое, хирургическое, кожно-венерологическое, лабораторное отделения, подвижные флюорографический, стоматологические кабинеты, лаборатория санитарно-эпидемиологического надзора, эндоскопический кабинет, аптека. Развернуты кабинет УЗИ, палата неврологического отделения для офицерского состава, палата интенсивной терапии, операционная. Важным событием в жизни госпиталя стало введение в эксплуатацию рентгенологического комплекса фирмы «Филипс», предназначенного для самого широкого спектра исследований. В госпитале проведена большая работа по ремонту служебных и хозяйственных помещений, благоустройству территории военного городка.
В июле 2002 года начала работу военно-врачебная комиссия (для больных, находящихся на стационарном лечении в госпитале). В октябре успешно прошла первая операция под общим наркозом.
По итогам 2004 года в госпитале прошли лечения 747 человека, из которых 85,1% составили военнослужащие по призыву. 720 военнослужащих и членов их семей получили в стенах госпиталя амбулаторную медицинскую помощь. Усилиями медиков госпиталя было возвращено в части 615 военнослужащих срочной службы и 105 военнослужащих по контракту. В стенах госпиталя было выполнено свыше 90 операций, сделано свыше 12000 исследований. Военно-врачебной комиссией госпиталя было освидетельствовано свыше 200 военнослужащих по призыву и 47 по контракту. За период проведения контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе в госпитале прошли лечение порядка 40 военнослужащих. В госпитале непосредственное лечение проходят военнослужащие выполняявшие боевые задачи в «Чеченской» республике.